Школьные мониторинги

Концепция работы школ и садов по здоровье сберегающим технологиям в соответствии с требованиями ФГОС

«Система школьных мониторингов здоровья как составляющая требований ФГОС к здоровью детей и школьников»

Школьные мониторингиВсемирная организация здравоохранения «Здоровье для всех в 21 столетии» генеральной линией в области сохранения здоровья считает переход от «защитно-оборонительной» к социально-конструктивной позиции формирования и сохранения здоровья человека.Здоровье как биологический феномен определяется функциональным ресурсом организма школьника.

По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий.

Сами здоровьесберегающие ресурсы многомерны и индивидуализированы и обеспечивают приспособление организма к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Основной в решении дилеммы образование и здоровье является задача, как определить объем здоровьезатрат для достижения успешности в учебе и способствовать наиболее быстрому восстановлению затраченной энергии.

Перед образовательными учреждениями ставится задача совершенствования деятельности, содействующей укреплению здоровья обучающихся в соответствии с их диагностическими показателями.

Ранняя диагностика функциональной достаточности организма и организация коррекционных программ по индивидуальным картам здоровья становится первоочередной задачей при планировании совместных усилий педагогов и медицинских работников.

В настоящее время в школах России функционируют такие мониторинги, как мониторинг осанки и офтальмологический мониторинг, мониторинг физической подготовленности «Физкультурный Паспорт» и «Физкультурный мониторинг» (ранее «Тест-Программа мэра Москвы»), наработан опыт по социологическому и психологическому мониторингам, разработаны программы и учебные комплексы по пропаганде здорового образа жизни для 1 -11 классов и мониторингу поведенческих рисков среди молодежи 14-17 лет и т.п.

В общем масштабе различные здоровьесберегающие технологии, используемые практически всеми образовательными учреждениями столицы, не дают яркого положительного результата для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников.

Назрела насущная необходимость совместными усилиями специалистов здравоохранения и образования провести экспертный анализ отрабатываемых здоровьесберегающих технологий для внедрения в массовую практику наиболее эффективных и результативных.

Внедрение в школы России полисистемного мониторинга, оснащенного приборной базой и экспертной системой позволит объединить вышеперечисленные технологии и создать высокоэффективный объединенный комплекс наиболее эффективных медико-педагогических мониторингов, обеспечивающий в динамике оценку качества индивидуального здоровья школьников.

В свою очередь в медицинские учреждения города внедряется система экспертной оценки результатов диспансеризации, позволяющая определить у школьников:

— наличие конституционной симптоматики; — позитивной и негативной симптоматики;

— коэффициент удовлетворительности состояния;

— коэффициент риска заболеваемости. Медиками разработаны программы психологического тестирования, определения состояния по самочувствию, социологическое тестирование. Разработана бумажная форма Паспорта здоровья ребенка.  

Учитывая многообразие предпринимаемых мер по сохранению здоровья детей России, становится понятным необходимость создания на основе системы школьных мониторингов и диспансерных осмотров единого Паспорта здоровья ученика, который позволил бы объективно оценивать эффективность проводимой работы, представил бы многомерную статистическую картину состояния здоровья детей в целях определения наиболее проблемных зон и проведения целенаправленной политики развития образования и здравоохранения.

Для наиболее оптимального использования полученной совмещенной базы данных необходимо создать методическое пространство по системе работы с педагогической, родительской и ученической общественностью.

Проблемы настоящего периода Несмотря на существенные достижения в области сохранения здоровья детей России, как со стороны здравоохранения, так и образования, существует ряд разногласий. На первый взгляд это:

— односторонний учет своих профессиональных интересов каждым составителем документа;

— недостаточная состыкованность физиологических и медицинских параметров оценки здоровья школьников;

— слабая конвертированность медицинской информации в направлении педагогических интересов;

— недостаточная согласованность между медиками и педагогами по поводу методологии внедрения в этот процесс современной инструментальной базы.

Если же мы вернемся к назначению Паспорта и его пользователям, мы увидим самую главную проблему: попытку сделать единый документ, который призван решать разные задачи, адресованный разным пользователям, направленный на разные объекты. Для медиков — это скорее система учета результатов диспансеризации, деление детского населения по группам здоровья, выявление больных детей, построение, как профилактической работы, так и работы с больными детьми.

Для педагогов в первую очередь это динамичное ежедневное наблюдение за состоянием физической подготовленности детского организма в течение всего учебного года, адаптация как самого ребенка к учебным трудностям (и в первую очередь именно это), так и разумное изменение школьной среды, направленное на сохранение здоровья учащегося.

И медикам и педагогам хотелось бы, чтобы содержание Паспорта взаимодополнялось медицинской и педагогической информацией о ребенке, всем понятно, что сегодня нельзя недооценивать и роль родителей.

Отсюда и возникает эклектика сугубо медицинской и образовательной терминологии, наличие непонятных педагогам и родителям данных, вопросы о том, где будет храниться документ, кто его будет заполнять и где он будет храниться.

И, наконец, проводя ежегодную диспансеризацию, поликлиникам правильнее было бы сосредоточиться на детях 3 группы здоровья, с детьми 1 и 2 групп здоровья может и должна работать школа через систему медико-педагогических мониторингов.

Только в школе специалист может вести динамичное наблюдение за здоровьем школьника, дать ребенку рекомендацию и ежедневно следить за ее выполнением. Как никогда актуальна сейчас в школе должность школьного врача. Вывод напрашивается сам собой: решить вопрос многоуровневого доступа, единого места хранения, доступного всем одновременно, одновременного заполнения всеми пользователями может решить только электронная база хранения сведений о здоровье ребенка.

Такой базой хранения медико-педагогической информации мог бы стать портал «Здоровье детей России», где были бы зарегистрированы как пользователи все семьи, имеющие детей, с возможностью входа в базу при помощи индивидуального пароля. Такая база хранения медицинской информации будет пополняться независимо врачами, проводящими диспансеризацию, и специалистами медико-педагогических мониторингов посредством регистрационного пароля в качестве модераторов.

По сути это и будет Единый паспорт здоровья учащегося. Электронная база хранения медицинской информации должна находиться в межведомственном владении, а значит и в совместном финансировании. На основе этой базы формируется информационный лист для родителей, который раз в год распечатывается в школах и выдается родителям.

Данные, полученные, как путем диспансеризации, так и в результате медико-педагогических мониторингов систематизируются и обобщаются по различным параметрам.

Так врач в целях планирования и проведения профилактических мероприятий сможет получить данные по детям группы риска, а школьные специалисты, наоборот, — избрать политику разумного невмешательства в работу с детьми с проблемами здоровья.

Безусловно, показатели качества здоровья школьников позволят дать для управленческого сопровождения учебного процесса характеристику качества здоровья класса и школы и оценить эффективность всего комплекса школьных мероприятий с точки зрения сбережения здоровья.

Под объединением медицинского и педагогического Паспортов здоровья прежде всего, понимается совмещение двух экспертных систем, которое позволит разработать качественные и количественные критерии оценки удовлетворительности состояния и риска заболеваемости школьников и ряд других положений, касающихся отработки теоретических и практических проблем работы современной достаточно емкой системы диспансеризации детей и подростков на базе современных информационных сетей с переходом на электронную форму представления и хранения данных о состоянии здоровья школьников.  

Результатом станет разработка модели объединения наиболее эффективных школьных мониторингов как составляющей медико-педагогического инструментария «Единый паспорт здоровья школьника» и создания Протокола обмена информацией между учреждениями образования и здравоохранения.

Перед участниками эксперимента поставлены задачи:

— провести экспертный анализ отрабатываемых здоровьесберегающих технологий для внедрения в массовую практику наиболее эффективных и результативных;

— разработать содержание единого медико-педагогического Паспорта здоровья как совместной базы медико-педагогической информации;

— апробировать опыт работы с медико-педагогической, родительской и ученической общественностью в зоне расширенного методического пространства;

— создать единую терминологическую среду, необходимую для состыковки медико-педагогической и медицинской информационных баз;

— подготовить специалистов по работе с системой школьных мониторингов на основе экспертной системы;

— апробировать включение в перечень оснащения школьных медицинских кабинетов приборного комплекса;

— разработать критерии учета работы образовательного учреждения по здоровьесбережению, как ученического, так и учительского состава при аттестации школ.

Вернуться к началу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Инновационный образовательный центр
"Мой Университет" предлагает

Эконом Курс повыш. квалиф.
учителям физкультуры по ИКТ

без отрыва от работы!
Срок обучения: 4 недели!

72 часа всего за 1421 р.

 

Программа для методистов ДОУ!
 
Свежие комментарии

Инновационный
образовательный центр

"Мой Университет"

предлагает педагогам

курс переподготовки
на учителя физкультуры

без отрыва от работы!
Срок обучения: 4 месяца!

300 часов всего за 6900р. 13800