МОЁ ВИДЕНЬЕ «ПАСПОРТА ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА (ШКОЛЬНИКА)»

Продолжение статьи "О загадочном "Паспорте здоровья ребенка (школьника)". Начало см. ЗДЕСЬ


Автор статьи:
Манин Владислав Николаевич

Врач-педиатр, канд.мед наук, доцент, автор книг: 

  • «Как сохранить здоровье ребёнка от 0 до 7 лет», 
  • «Как сохранить здоровье школьника».

Предисловие

Ухудшающееся здоровье детей заставило искать причины этого, устранив которые можно было бы  добиться существенного улучшения демографической ситуации. С этой целью решили остановиться на «Паспорте здоровья», с помощью которого можно было бы ответить на этот вопрос и с его помощью откорректировать учебный процесс или дефекты семейного воспитания. Прошло уже 5 лет, однако, приемлемого паспорта, который бы отвечал задаче, улучшения качества здоровья детей не разработано. 

Если появилась идея создания «Паспорта», значит деятельность врачей поликлинике перестала отвечать высоким требованиям, как по качеству осмотра, постановке диагнозов, рекомендаций по профилактике и лечению, так и по оформлению медицинской документации.

Имея врачебный опыт в вопросах сохранения здоровья детей, я изучил и обобщил критические замечания различных СМИ, общественных и государственных фондов, церкви и родителей в отношении двух паспортов здоровья «Паспорта здоровья ребёнка» Департамента здравоохранения и «Паспорта здоровья школьник» Министерства образования и науки

На основании обобщенной критики и собственного мнения составлен принципиально новый документ, в котором предложены уточненные алгоритмы мониторинга здоровья ребенка, определены подходы к выбору в конечном итоге ответственных лиц за здоровье школьника (ребёнка).

Приступая к работе над этим документом, нужно было вначале решить, нужен ли он. Если да, то зачем и чьей является собственностью. Как его сделать так, чтобы он по своему содержанию  отвечал основной задаче повышения качества здоровья. И, наконец, как он должен называться, потому, что от названия многое зависит.

Несколько слов о названии этого документа.

Паспорт определяется как государственный документ, удостоверяющий личность владельца.

Дневник представляет собой записи пользователя (пользователей), которые делаются для себя и заносятся в него и имеют конечную цель.

Поэтому, по той задаче, которая ставится перед этим документом — исправить демографическую обстановку в стране, путём привлечения внимания родителей, врачей и учителей к здоровью ребёнка. 

Поэтому этому документу подходит название «Дневник наблюдений и контроля за развитием и состоянием здоровья ребёнка (школьника)». 

Всё. С названием покончено.

Однако добиться положительного результата с помощью столь лёгкого решения столь тяжёлой проблемы невозможно. Необходим триумвират школы, родителей и врачей, наблюдающих за ребёнком и проводящих диспансеризацию.

Положительного результата можно добиться, если школа увидит, с помощью этого документа,  свои огрехи и построит учебный процесс с учётом полученных результатов, а родители повысят свой уровень образования в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья и займутся оздоровлением ребёнка и его здоровым образом жизни. В это же время врачи, наблюдающие ребёнка, научаться не только выявлять факторы риска возникновения заболеваний, но и повысят свой диагностический уровень и существенно научаться проводить весь комплекс мероприятий по первичной профилактике заболеваний.

Только так можно сдвинуть эту сложную проблему.

Теперь по поводу нужен ли «Дневник». Безусловно, нужен. 

В нём особенно нуждаются те родители, которым небезразлично здоровье их ребёнка и которые хотят вместе с врачами и педагогами школы осуществлять контроль за развитием и состоянием здоровья и способствовать хорошей успеваемости в школе.

Поэтому «Дневник» должен выдаваться только тем родителям, которые в нём заинтересованы и будут добровольно его вести, что позволит им активно наблюдать за ребёнком и добиться хороших результатов.

При принудительном ведении дневника из этого ни чего положительного не получится, так как ни одно принудительное дело не приводило к хорошему результату.

В тех случаях, когда родители, по своим соображениям, не хотят вносить в  «Дневник» необходимую информацию о ребёнке или социологические сведения о себе и делать их достоянием учителей или других людей, то они могут их и не вносить. 

Но я хочу сразу же сказать, о том, что ни о какой ЮЮ не может идти и речи, так как эти сведения нужны врачам и педагогам для объяснения причин плохого здоровья или плохой успеваемости. Не больше того. Ведь поликлиническая медицинская карта (форма № 112у) или медицинская карта школьника (форма № 026 у) также должны содержат эти сведения. И ничего. Никто их не хочет тиражировать, а тем более отнимать детей. Чушь, да и только. 

Если же чиновники считают, что в форме № 112у или в форме № 026у эта медицинская информация отсутствует или она неполная, то пусть добьются чтобы мед.работники выполняли свои профессиональные обязанности.  

Так как сведения о школьнике (паспорт школьника), также как и медицинская биография — эпикриз неинтересны родителям, так как они знают о ребёнке всё, поэтому они могут эти разделы, по своему усмотрению, заполнять или не заполнять. 

А вот непереносимость лекарств, аллергия, группа крови, резус-фактор, сведения о прививках, перенесенных заболеваниях должны быть обязательно заполнены, так как они представляют интерес для скорой и неотложной помощи, также как и обобщённые диагнозы проведённых диспансеризаций. 

Теперь каким требованиям должен соответствовать «Дневник».

«Дневник» должен быть простым по структуре и не создавать проблем по заполнению, а тем более не содержать в себе каких-то методических указаний по заполнению. Он также должен быть интересен по своей информации, и привлекать внимание родителей не только своей простотой в работе с ним, но и информативностью содержащего в нём материала, обучаемости здоровье-сберегающему воспитанию и способствовать женланию осуществлять здоровье-сберегающий образ жизни.

Наиболее наглядным является такая форма подачи материала, чтобы он носил сравнительный характер, что существенно облегчит восприятие материала.

 В таком варианте, записи в «Дневнике» не станут обузой и не желательными, так как родители, вместе с взрослеющим ребёнком, будут проживать с ним вторую жизнь.

Я вспоминаю 60 г прошлого столетия, когда в род.домах при выписке ребёнка каждая мама получала тоненькую книжечку в виде своеобразного дневника, в котором содержались медицинские сведения о характере беременности и родов, сведения о новорождённом, характере вскармливания, прививках, росто-весовые показатели и нервно-психическое развитие др.

Выдача этих книжечек продолжалась недолго. И многие уже забыли о них.

Работая уже врачом, я часто видел, как мамы, купив тетрадь, заполняли домашний дневник  с большой охотой и любовью к ребёнку, в которую заносила всё, что имело какое-то отношение к ребёнку. Сравнивала эти показатели. И если они не устраивали маму, она с пониманием  задавала вопросы врачу. 

Таким образом, мама с помощью самодельного дневника, пыталась сама отслеживать развитие любимого человечка, проживая, таким образом, ещё одну жизнь.

Сохранив эти дневники мамы, уже став бабушками, вновь открывали страницы этого дневника и сравнивали развитие внука (внучки) с её ребёнком,  вставшим уже взрослым человеком. 

Теперь о том, чья это собственность. Безусловно, семьи и только её. И если «Дневник» потребуется для проведения скрининга здоровья, то его предоставление, соответствующим органам, должно быть добровольным, только с обязательством его возращения. 

Местом хранения «Дневника» является дом ребёнка. 

 «Дневник» должен содержать в себе обязательные разделы и разделы «на-бис», так как нет общих стандартов по содержанию «Дневника».

Учитывая то, что содержащаяся в Дневнике информация должна помогать родителям и учителям сохранять и укреплять здоровье детей, то для этой цели во многих разделах должны быть самые элементарные скрининги для родителей, учителей и старшеклассников, с помощью которых они могли бы рано заметить отклонения в состоянии здоровья и обратиться к врачу.

Какой это «Дневник» если он не содержит в себе основу здоровья – питание. Материалы, содержащиеся в этом разделе должны убедить родителей, что качественное и полноценное питание способствует нормальному развитию школьника, хорошей успеваемости, повышению его устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. 

Форма подачи материала, в этом разделе, может быть самой разной, но такой, чтобы можно было бы получить ответы на вопросы, почему ребёнок отстаёт в физическом развитии от сверстников, почему он плохо учиться, почему он часто болеет и так многое почему. 

Родители должны, наконец, понять, что качественное и полноценное питание способствует нормальному развитию школьника, хорошей успеваемости, повышает его устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Это позволит изменить их отношение к еде в сухомятку, к еде без соблюдения режима питания, к еде продуктами, не предусмотренными для детей и т.д.

«Дневник» должен помочь также родителям правильному воспитанию ребёнка. Поэтому те материалы, которые содержаться в нём должны научить их правильной организации внешкольного режима, осуществлять здоровье-сберегающее воспитание и здоровье-сберегающий образ жизни. 

Только в этом случае можно говорить о демократическом воспитании ребёнка в семье.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей странной» (А. Макаренко).

В связи с тем, что больше половины российских школьников имеют так называемые «школьные болезни», в «Дневнике» должен быть раздел посвящённый им, с перечислением факторов риска, критериями ранней диагностики и рекомендации по их профилактике.

  Конечно в «Дневнике» должны быть разделы, отражающие физическое, психическое, репродуктивное и соматическое здоровье. Информация, содержащаяся в них, должна быть понятной родителям и позволяющей им оценивать показатели этих составляющих здоровья.  

Заканчивать дневник должна диспансеризация, на которую школьник должен принести «Дневник». 

Проводимая в школах диспансеризация без наличия объективных жалоб школьника лишена всякого смысла. Любой врач начинает осмотр ребёнка с вопроса: Что тебя беспокоит, на что ты жалуешься? И только после этого он начинает осмотр и ведёт его прицельно с учётом жалоб.

Поэтому при каждой диспансеризации в «Дневнике» должны присутствовать жалобы родителей, так как не все дети могут правильно рассказать о своих ощущениях нездоровья. Кроме того, должны быть сведения о выполнении родителями и учителями рекомендаций, данных при предыдущей диспансеризации. 

Диспансеризация должна проводиться бригадой врачей различных специальностей, утверждённых приказом Минздрава, каждый из которых должен оставить в дневнике свой «след» в виде диагноза и рекомендаций.

По завершению диспансеризации должен быть выставлен обобщенный диагноз в зашифрованной форме по международной классификации – 10 (МКБ -10), что позволит сохранить тайну диагноза. 

Кроме диагноза должна быть дана оценка группе здоровья, группе риска и определена физкультурная группа. 

Рекомендации, которые завершают собой диспансеризацию, должны быть для родителей и учителей отдельно. Такая раздельная дача рекомендаций позволит проконтролировать их выполнение 

При такой организации диспансеризации у родителей впервые появиться возможность оценить полноту и качество диспансеризации, и, кроме того, непосредственно из рук врачей получить рекомендации.  

Только при таком условии можно говорить о качественно проведённой диспансеризации.

Заканчивая разговор о «Дневнике наблюдений и контроля за развитием и состоянием здоровья школьника (ребёнка)», я убеждён, что все родители хотят дать своему ребёнку хорошее образование и одновременно сохранить и укрепить его здоровье. Поэтому они должны как можно раньше научиться уменьшать влияние отрицательных школьных факторов на организм учащегося путём создания дома здоровье-сберегающих условий жизни, обеспечивающих нормальное соматическое, физическое, психическое и половое развитие, т. е. всего того, что входит в понятие здоровье.

Как и любой другой дневник, он требует регулярного заполнения, что на первых порах не будет вызывать у родителей большого желания заполнять его. Однако по мере того, как родители будут видеть, как растёт ребёнок, как он развивается, отношение к заполнению дневника измениться. 

Таким образом ««Дневник наблюдений и контроля за развитием и состоянием здоровья школьника» представляет собой своеобразный активный «инструмент» родительского контроля за развитием и состоянием здоровья ребёнка и своеобразной формой взаимодействия с мед.работниками и учителями. 

Результаты проведённого мониторинга здоровья школьника, столь благого мероприятия,  должны быть абсолютно достоверными и правдивыми, доступными  населению, так чтобы, положив их на стол Президенту РФ, не возникал вопрос: Кто шил костюм? или: А был ли мальчик?

 


 

Манин Владислав Николаевич

Врач-педиатр, канд.мед наук, доцент

                                                                       

Оставить отзыв

vsredu.ru talnet.ru

Курсы повышения квалификации
на кафедре ФВ в МИОО
:
 

2). Запись на курс!

3. Все курсы кафедры ФВ и БЖ

Программа для методистов ДОУ!
 
Архивы
Яндекс.Метрика
Сайты учителей-новаторов:

Белкин Андрей:
Гусаренко Елена Александровна :

Список электронных ресурсов полезных учителям физической культуры


 
© 2010-2017 Wordpress Inside. Тяпин А. Все права защищены.
Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.
Дизайн: Wordpress Themes.

Дизайн: Wordpress Themes.