Методики физического воспитания, Наши сайты, Рефераты        03 февраля 2012        1251         0

Щитов Вячеслав Петрович

Щитов Вячеслав ПетровичМосковский институт открытого образования
Кафедра физического воспитания

Реферат

Тема: Некоторые актуальные аспекты методики физического воспитания учащихся младших классов на уроках физической культуры в современных условиях.

  

Исполнитель: Слушатель курсов КПК
группа ФК 11 (1)
Щитов Вячеслав Петрович
Учитель школы №1223 САО г. Москвы

Москва 2011-2012 учебный год

ПЛАН.

  1. Состояние здоровья учащихся школ – причина снижения уровня их физической подготовки.
  2. Разработка и  применение  педагогических, опробованных технологий – путь решения существующей проблемы.
  3. Регламентированная общефизическая подготовка учащихся младших классов – основа их физического развития, повышения функциональной работоспособности организма и укрепление здоровья.
  4. Влияние социальных и экономических факторов на уровень и содержание физической культуры

ВВЕДЕНИЕ.

Реферат «Некоторые актуальные аспекты физического воспитания учащихся младших классов, на уроках физической культуры, в современных условиях» предлагается для учителей физической культуры, работающих с учащимися начальных классов.
Под влиянием педагогических идей, исследований, появлением современных технических средств обучения, тематических разработок, современных форм обучения и занятий, всё больше формируется мнение о целесообразности обучения учащихся с самого раннего возраста. Исследования показывают, что с возрастом происходит необратимое угасание возможностей, эффективного развития способностей приобретения двигательных навыков и физических качеств.
Отмечается, что если благоприятный период для развития определённых .качеств был нерационально использован или вообще упущен, то процесс приобретения и развития этих качеств становится более длительным и трудоёмким.
Комплекс упражнений и методика их выполнения, предлагаемая мной в данном реферате, может использоваться для развития общей выносливости организма, работоспособности и координационных способностей учащихся начальных классов. Комплекс составлен из простых, доступных и разнообразных упражнений, которые целесообразно применять с 1 класса.

Он рационален по объёму и содержанию, позволяет учащимся выполнять упражнения в соответствии с индивидуальным уровнем своей физической подготовки.
Набор этих упражнений обеспечивает разностороннее воздействие на орга­низм и психику учащихся. Этот набор упражнений составлялся и формиро­вался эмпирическим путём, с учётом основ теории физического воспитания и опыта практической работы на протяжении многих лет. В него включены упражнения наиболее эмоционально и благоприятно воспринимаемые учащимися. Они способствуют развитию и приобретению двигательных умений, навыков необходимых в различных видах спорта, а так же способствуют приобретению само организационных способностей, необходимых при выполнении заданий учителя и самостоятельной работы учащихся. Эти упражнения являются базовыми, основополагающими в подготовке учащихся к последу­ющему этапу развития и совершенствования их физической культуры,  физической подготовки учащихся в старших классах. Комплекс этих упражнений обеспечивает оздоровительный и тренировочный эффект занятий, развивает и повышает аэробные возможности организма, уровень общей выносливости и физическую работоспособность.

В жизни общества постоянно происходят социально-экономические преобразования, которые изменяют и преобразуют общество, его институты. В соответствии с социально-экономическими потребностями общества на современном этапе происходит перестройка общества, в том числе и школы. В этот период нельзя оставлять и обходить вниманием и такой важный аспект жизнедеятельности общества, как совершенствование физического воспитания учащихся в школе, с целью повышения его эффективности, в соответствии с современными требованиями, так как этот процесс напрямую связан с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков.
В   настоящее   время   сложилось   тревожное   положение   с состоянием здоровья учащихся школ. Физическая культура, физическое воспитание является одним из важнейших направлений разделов работы, которая может очень положительно, эффективно влиять на решение выше перечисленных проблем, при рациональном ее применении.

Образ жизни, неблагоприятная экология, хронический дефицит двигательной активности, недополученные организмом биологически необходимых физических нагрузок, подавляющим большинством школьников в течение всего периода обучения в школе, тормозит их нормальное физическое развитие, приводит к различного рода непредвиденным заболеваниям. Около 30% школьников составляют группу риска, так как у них начинает проявляться такие заболевания, как диабет, аллергия невроз, вегетативно-сосудистая дистония, гипертония, атеросклероз. Данные обследований НИИ гигиены детей и подростков констатируют, что 33% выпускников школ имеют ограничения по состоянию здоровья, до 50% школьников имеют различную степень нарушения опорно-двигательного аппарата и органов зрения. Проблемы здоровья, физического развития и воспитания, учащихся постоянно обращают на себя внимание ученых, медиков педагогов.

Однако эти проблемы остаются актуальными и в настоящее время, что обуславливает необходимость поисков новых организационных подходов при решении затронутых проблем.
Постоянное пользование одними и теме же упражнениями и формами занятий задерживает совершенствование физических подготовленности учащегося. Необходимо обеспечивать вариативность учебных занятий в урочное время, исходя из индивидуальных особенностей учащихся, возраста, пола, индивидуальных физиологических и психических особенностей. Каждый ребенок уникален в силу своих не только интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, но и физических качеств и состояния здоровья, темпов и способов развития и коррекции на различных возрастных этапах. Учащийся должен иметь возможность реализации своего права на прогресс своего развития. Оценивание должно осуществляться таким образом, что бы оно не отвращало, а привлекало. Главное стратегическое в оценивании – не результат, а движение  в результатах с поправкой на естественные изменения. Необходимым является изменение организации занятий и целевой направленности в зависимости от возраста и пола.

Исследования ВОЗ констатируют, что полноценное состояние здоровья зависит от многих факторов, среди которых важное значение принадлежит питанию и образу жизни учащегося   (50-52%), на 20% от генетической наследственности, на 20 % от экологии и только на 8,5%  от медицины.
Физическая культура, физическое воспитание учащихся школ может очень положительно, эффективно влиять на решение вышеперечисленных проблем, при рациональном ее применении.
На ряду с возросшим числом учащихся, подверженных различным заболеваниям, очень заметно снизилось физическое развитие и обще физическая подготовка учащихся по сравнению с 70….90 годами прошлого века.  Немалая доля вины за такое положение со здоровьем и уровнем физической подготовки учащихся лежит на школе. Негативно сказывается перегруженность детей учебными занятиями. Учебная “рабочая” неделя у них, с учетов времени выполнения домашних заданий, больше чем  у взрослых. Немаловажным, отрицательным фактором влияющим на уровень физической подготовки школьников сказывается и существующая система рыночных отношений.

Большинство секций стали платными. Не все могут платить, а кто может платить, тот занимается не для достижения результата, а для приятного время препровождения. Тренера, инструкторы настроены на сохранение и поддержание интереса к занятиям денежно платежных занимающихся, а не на достижение каких либо заметных результатов.
Школа в современных условиях не может  решить задачу привития учащимся и их родителям необходимого уровня общей и физической культуры, побуждающей их систематически следить  за своим здоровьем, грамотно стоить свой распорядок жизни, питания, занятий физическими упражнениями.
Работа преподавателей физической  культуры, в решении вышеперечисленных проблем может стать более продуктивной, если в ней будут использоватьсяпрактически опробованные педагогические технологии, методики преподавания.
В настоящее время программа по физической культуре в школе охватывает произвольный набор самостоятельных видов спорта, никак не связанных между собой (гимнастика, плавание, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры  и т.д.) с разными функциональными,  координационными характеристиками и большим объемом теоретических знаний.
Программа физического воспитания в основном направлена на развитие основных физических качеств учащихся, а не на привитие интереса к физической культуре. Основным является количественный результат при тестировании по нормативам, но совершенно не учитывающих индивидуальные физические особенности каждого ученика, его интересы и привязанность к тому или иному виду спорта.
Занятия физической культуры должны быть направлены на здоровое  развитие ребенка, его общефизическую подготовку, на развитие основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости а не на развития техники выполнения физических упражнений и спортивных игр. Это задачи тренеров детско- юношеских спортивных школ, спортивных классов.  

Возможность усвоения всех разделов программы в отведенное время, желание и возможности учащихся не учитываются составителями программы.
Изменилась социальная и экономическая обстановка в стране. Изменились сегодняшние учащиеся своим сознанием, интересами, подготовкой, желаниями. При составлении программ необходимо учитывать и помнить, что урок физической культуры существует для учащихся, а не учащиеся для урока и существующие программы.

Основа здоровья – это разные виды выносливости организма. Тренируемость – это свойство живого организмами изменять свои функциональные возможности  под влиянием тренировки. На уроках физкультуры надо в большей степени обучать учащихся и развивать их функциональные возможности организма, используя те упражнения, которые вызывают мобилизацию функциональных возможностей организма, увеличивают величину физиологических, биохимических и температурных сдвигов происходящих в организме во время выполнения упражнений, что очень положительно влияет на развитие и укрепление здоровья учащихся. Если своевременно не приступить к развитию двигательных навыков, физических качеств, то  происходит необратимое угасание возможностей эффективного развития двигательных навыков и физических качеств. Например, гибкость легче всего развивать в детском возрасте, поэтому основную работу на развитие гибкости надо планировать в начальных классах. Разделы обучения: спортивные игры, гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжная подготовка и т.д., то есть виды спорта, упражнения специфичные для различных видов спорта, необходимо и целесообразно использовать как средство для разностороннего воздействия на организм, для повышения его общей работоспособности, силы, выносливости, быстроты, координации движений, гибкости. Для высокотехнических, качественно устойчивых навыков в конкретных видах спорта целесообразны спортивные кружки, секции и факультативные занятия по интересам учащихся и обязательно раздельно по половому признаку.

Строевая муштра и рукомахание при различных построениях на месте не должны занимать основное время на уроках, особенно в начальных классах.
Педагогическая технология – это содержательная техника, методика реализации учебно-воспитательного процесса, для достижения положительных результатов. Выполнение педагогических технологии должно гарантировать уровень развития двигательных умений, навыков и физических качеств предусмотренных программой физического воспитания учащихся. Особенно эта работа необходима в начальных классах, где закладывается и формируется их физическая культура их разностороннее
физическое развитие.

Педагогическая технология – это не догма, которой подчиняется живой педагогический процесс, а итог глубоко продуманной, творчески” созидательной работы преподавателя по организации эффективности педагогического процесса обучения и воспитания учащихся. Предлагаемая мной технология развития физических качеств: общей выносливости организма и координационных способностей учащихся младших классов, создавалась не умозрительно, а творчески, на современной научной основе. Опробована мной и проверена временем и показаниями практических результатов учащимися.
Эта педагогическая технология может являться практической помощью преподавателям, которые еще в силу небольшого опыта работы не в состоянии самостоятельно подобрать необходимый набор упражнений, который поможет выполнить им повседневную задачу, предусматриваемую программой обучения. Для них это педагогическая технология может служить хорошим подспорьем в организации эффективного процесса обучения с достижением и выполнением поставленных задач, сделает их труд учителя более легким, творческим и привлекательным. Педагогическая технология – это специально организованная деятельность учителя, направленная на достижение конкретного положительного результата.

Сегодня все еще ощущается нехватка практических разработок, касающихся проведения профессионально грамотных, совершенных, эффективных   уроков   физкультуры   в   младших   классах.   Учащиеся школы различны по полу, физическому развитии, подготовленности, психологической устойчивости. В связи с этим в классах во время занятий всегда существует большой разброс интересов, что снижает результативность занятий, если     они проводятся         по узкоспециализированной теме. Лучшая эффективность уроков в условиях школы в начальных классах наблюдается в том случае, если уроки направлены на развитие общей физической подготовки (ОФП) учащихся, на развитие конкретных двигательных качеств – силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости.
Внедрение разработанных педагогических технологий и методик по развитию разных двигательных качеств, умений и навыков, особенно в начальных классах, представляется более целесообразным. Обеспечение преподавателя эффективным учебным материалом, набором упражнений оказывающих целенаправленное, развивающее воздействие на организм занимающихся, коренным образом поможет изменить и улучшить весь учебный процесс. Это освободит преподавателя от излишних поисков, набора и сочетаний упражнений, поднимет эффективность работы преподавателя в обучении и развитии учащегося. Разработанных педагогических методик – технологий должно быть достаточное количество, чтобы преподаватель мог выбрать наиболее приемлемую  для своей школы, конкретного класса,  с учетом собственной специализации, материально технической базы и оснащенности школы, склонности учащихся.

На практике одна и та же педагогическая технология будет осуществляться различными исполнителями и естественно результаты работы будут различными. Однако они будут колебаться вокруг некоторого среднего значения и в итоге не будет столь радикальных отличий в уровне подготовке, как при проведении уроков целиком определяемых личностью преподавателя. Главной отличительной характеристикой квалификации учителя должно быть его умение выбирать, разрабатывать, планировать и осуществлять эффективные дидактические процессы соответственно целям и организационным формам обучения, личным подходом к учащимся в процессе занятий. Этим, и только этим, истинный, профессиональный учитель, как специалист отличается от другого человека, случайно оказавшегося учителем физкультуры. Только организованный и дисциплинированный учебный процесс, будь то групповое или индивидуальное обучение, приносит учебно-тренировочный эффект.

Технологические процессы, методика, направленные на развитие физических качеств изложены в учебниках «Теория физического воспитания». Однако чтобы использовать эти закономерности в школьных условиях, надо знать большое количество конкретных упражнений, что свойственно   не   каждому преподавателю. Все эти закономерности и особенности школьных занятий, находятся в копилке знаний и практического опыта преподавателей, которые осуществляют практическую подготовку учащихся, спортсменов, которые дают результат.

В своей работе в начальных классах, приобучении учащихся двигательным навыкам, умениям и воспитании физических качеств я основное внимание уделяю не изучению какого-либо раздела программы, а предлагаю и требую выполнять разнообразные упражнения свойственные различным видам спорта. Количество, объем, и интенсивность выполнения упражнений в течение урока корректирую по ходу урока, с учетом самочувствия основной массы учащихся. Раз в две недели провожу урок со строго стандартной нагрузкой по объему и интенсивности. На этих уроках каждый учащийся проверяет свой уровень ОПФ, не делает отдых до окончания работы. Кто-то легко переносит нагрузку, кто-то трудно, но задача ставится всем одна, не прекращать работу раньше времени, не делать отдых до окончания работы. Общая физическая подготовка направлена на укрепление здоровья учащихся, развитие форм и функций тела, повышение функциональных возможностей организма, его общей работоспособности, выносливости, всестороннее расширение и развитие двигательных умений и навыков. Перечисленные качества соответствуют целям и задачам существующей   комплексной   программы  физического   воспитания  учащихся общеобразовательной школы. Функциональные возможности человека в упражнениях, требующих выносливости, определяются с одной стороны наличием соответствующих навыков, уровнем владения техникой, с другой -аэробными и анаэробными возможностями организма. Решение этих задач немыслимо без объемной, довольно однообразной и тяжелой работы, в процессе которой обязательно приходиться продолжать упражнения, несмотря на наступившее утомление. Оздоровительный эффект занятий физической культуры связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности.

Общая продолжительность занятий физической культурой при которой проявляется заметный тренировочный эффект, составляет для аэробной тренированности (выносливости)  10…16 недель,  для анаэробной (скоростно силовой) 8…10 недель. У начинающих заниматься бегом после двух трех месяцев максимальное потребление кислорода повышается на 5…25 % в зависимости от исходного уровня. После двух трех лет занятий повышение максимального потребление кислорода может достигнуть 40%  (с 45 до 65 мл/кг-мин) (учебник Спортивная физиология).

В связи с этим возникают особые требования к волевым качествам учащихся. Не следует забывать, что организм учащихся адаптируется привыкает не вообще к работе, а к той работе, которая систематически совершается в определенной последовательности, с определенной регламентируемой интенсивностью и мощностью. Этим объясняется наличие существующего понятия «специальная выносливость», которая необходима и развивается в соответствии со спортивной специализацией спортсмена, но базой для ее развития служит общефизическая подготовка, с применением специальных упражнений свойственных выбранному виду спорта. Для решения этих задач подбираю упражнения наиболее простые и доступные для учащихся по своей координационной сложности и в тоже время эти упражнения должны предъявлять высокие требования к органам дыхания и кровообращения. Интенсивность работы должна быть на уровне 75-85% от максимальной. Нагрузки низкой интенсивности, дающие частоту пульса ниже 130 уд/мин не приводят к существенному увеличению аэробных возможностей. Выполнение разнообразных упражнений без достаточного объема и интенсивности не вызывает существенных биохимических изменений и не оставляет следовых явлений в организме, практически не влияет на физическое развитие и укрепление здоровья учащихся. Не целесообразно давать и слишком интенсивную нагрузку, вызывающую большое учащение пульса (более 170-180 уд/мин). Обычно деятельность работы на уровне предельного потребления кислорода не превышает 10-12 мин., а в начальных классах буквально несколько минут (1,5-2 мин.). В дальнейшем наступает дискоординация в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, потребление кислорода падает, и тренирующее воздействие нагрузки снижается.

На начальных этапах воспитания общей выносливости целесообразно применение малоинтенсивной, но продолжительной работы, упражнений равномерного непрерывного характера. В последствии расширяя воздействие на организм, необходимо использовать методы повторного и переменного упражнения. Интервалы отдыха рекомендуется заполнять малоинтенсивной работой (учебник ТФВ).
Развитие общей выносливости и координационных   способностей учащихся целесообразно начать в начальной школе.
Этот период является наиболее целесообразным и своевременным для приобретения и совершенствования двигательных навыков, так как в этом возрасте формирование нервно мышечного динамического стереотипа и вегетативного  динамического стереотипа происходи более активно, сбалансированнее  и рациональнее. Этому способствует особенность нервной системы, эластичность связок, мышц учащихся этого возраста.
Объем нагрузки урока макет быть выражен общей суммой сердечных сокращений.
Для решения вышеуказанных задач в начальной школе можно использовать следующий (как пример для начала) набор упражнений, выполнение которых в полном объеме, в течение урока, обеспечит выполнение поставленные задач и обеспечит создание функциональной и координационной базы для последующего развития в старших классах.

Конспект урока.

Цель урока: Развитие физических качеств: общей выносливости организма и координационных способностей учащихся.
Задачи урока:

  1. Образовательная задача – создание у учащихся фонда двигательных умений, навыков, приобретение знаний по развитию выносливости и координационных способностей.
  2. Оздоровительная задача – планомерное увеличение функциональных нагрузок, повышение, работоспособности, организма, укрепления здоровья.
  3. Воспитательная работа – воспитание нравственного сознания и поведения учащихся.

Для реализации этой цели и выполнения обозначенных задач урока, целесообразно использовать следующий набор упражнений, которые необходимо регулярно включать в занятия учащихся начальных классов, начиная с 1-го класса.
I  Вводная часть урока 3 мин.
В этой части урока осуществляются организационный и психологический настрой учащихся на предстоящую работу, на выполнение упражнений, в основной части урока, необходимых для выполнения поставленных задач.
II Основная часть урока 40 мин.
В этой части урока учащиеся выполняют комплекс упражнений в определенной последовательности.

  1. Равномерный, медленный бег трусцой меняя направления:

При выполнении этой работы повышается температура тела, происходит возбудимость ЦНС, активизация дыхательных процессов, регуляция и согласование функций дыхания, кровообращения и двигательного аппарата.

  1. Переходим на шаг, восстановление, отдых.
  2. Передвижение приставными  шагами, левым боком, правым боком, 3л+3пр, “елочкой” правым боком, левым. Эти упражнения необходимы при подготовки к игре в в/б, б/б, ф/б, и т.д.
  3. Переход на шаг, передвигаемся спиной вперед. Осуществляем восстановление, отдых и развиваем ориентацию в пространстве.
  4. Бег трусцой по кругу, по сигналу делаем поворот, переступанием за 4 шага на 360о. Повороты  делать через левое и правое плечо в разные стороны. Затем повороты делать прыжком после толчка двумя ногами. Во время выполнение этих упражнений учащийся реагирует на звуковой сигнал, укрепляется вестибулярный аппарат, развивается координация движений. Эти упражнения применяются во всех игровых видах спорта.
  5. Переход на шаг, остановиться на месте, дистанция на вытянутые руки. Делаем упражнения на месте (наклоны, поворот туловища, приседания, прыжки и т.п.). Выполняя эти упражнения отдыхаем, восстанавливаемся и подготавливаем учащихся к интенсивной работе. Выполняемые упражнения могут использоваться при разминке , при утренней зарядке, при подготовке к прыжкам, играм.
  6. Выполняем “тест 1 мин. Работа” Исходное положение основная стойка. На раз (1) упор присев, на два (2) упор лежа, на три (3) упор присев, на четыре (4) основная стойка, исходное положение. Это упражнение анаэробного характера. Требует от учащихся выносливости, скорости, координации. Дыхательные процессы достигают максимума после окончании работы. Надо стараться выполнить  за одну минуту 15, 20, 25, 30, 35 возвращений в исходное положение, в зависимости от уровня подготовки.
  7. Передвижение по залу шагом. Отдыхаем, восстанавливаемся.
  8.  Упражнение “каракатица” лицом в перед , спиной вперед.
  9. Ходьба в парах на руках в упоре лежа, один держит за ноги, затем меняемся.
  10.  “Салки ногами в парах”, “Петушиный бой” в парах. Эти упражнения развивают согласованность работы рук, ног координацию движений, развитие силы рук.
  11.   Спокойное передвижение по залу, взять скакалки, произвести расстановку учащихся. В это время отдыхаем, восстанавливаемся.
  12.    Работа со скакалкой, два периода по одной минуте, с минутным отдыхом. В первом периоде формируем стереотип движений. После отдыха, во втором периоде прыгаем в быстром темпе. Соблюдаем координацию движений и не останавливаемся до окончания минутного периода работы.
  13.   Перестраиваемся для выполнения упражнений с баскетбольными мячами:
  14.  Ведение мяча по периметру площадки, остановка, передача мяча впереди стоящему.
  15. Перестроение в колонну по 3…4 человека, работа группами: ведение, остановка, бросок в цель, поймать отскочивший мяч, поворот на одной  ноге на 180о, ведение в обратную сторону, передача мяча впередистоящему, встать в конец колонны.
  16. Игра по упрощенным правилам в баскетбол, мяч ловцу, пионер бол, мини футбол и т.д. по выбору.

Выполнение   упражнений с мячами развивает координацию движений, закрепляет двигательные умения в игровой обстановке.

  1.  Команды, отдыхающие, ждущие своей очереди игры, паузы  заполняют выполнением упражнений для развития силы рук, мышц живота, ног, упражнений на гибкость (подтягивание, отжимание, упражнения на гимнастической стенки). Упражнения выполняются  самостоятельно, индивидуально с учетом самочувствия, желания.

III  Заключительная часть урока   2 мин.
Посадить на скамейку, подвести итоги урока, переход в раздевалку.

В этом конспекте все части урока настолько плотно слиты в одно целое, что их трудно зрительно разделить и определить, но они есть и различаются характером функциональной активности организма. Общая полезная плотность урока равна 100%, моторная плотность приближается к этому.
Предлагаемый мной конспект урока, это технологическая карта, основа занятий с учащимися на длительный период, с постоянной небольшой интерпретацией предлагаемых упражнений.
Любой учитель, работая по этому конспекту, обеспечит всем учащимся:
1. Постепенное вхождение в учебный процесс.

  1. Позволит, учащимся выполнить большое количество разнообразных упражнений с оптимальным индивидуальным ритмом и темпом.
  2. Привычная последовательность и систематичность выполнения   предлагаемого объема работы укрепляет у учащихся двигательные навыки и работоспособность организма.
  3. Постепенное и систематическое увеличение темпа, количества повторении, сокращение отдыха при переходе от одного упражнения к другому, развивает волевые, силовые качества учащихся, совершенствуются координационные навыки.
  4. Набор предлагаемых упражнений способствует: разностороннему воспитанию физических способностей учащихся, повышает общий уровень функциональных возможностей организма, стимулирует развитие выносливости, силовых, скоростных и координационных способностей учащихся.

Деятельность учащихся организована набором достаточно простых доступных упражнений, которые наиболее эффективно способствуют выполнению поставленных задач урока и в целом школьной программы.

Считаю, что такая технология, методика подготовки учащихся начальных классов целесообразна и практически оправдана. В этом наборе упражнений нет ни одного сложного упражнения, но в то же время все эти упражнения свойственны и необходимы различным видам спорта, а в своей совокупности оказывают очень положительное влияние на уровень подготовки учащихся в соответствии с государственной программой.
Выполнение учащимися всех перечисленных упражнений в течение урока, вызывает мобилизацию всех функциональных систем организма, увеличивает величину физиологических, биохимических сдвигов, происходящих в организме во время выполнения упражнений. Организм, регулярно подвергающийся таким нагрузкам более устойчив к недостатку кислорода – гипоксии имеет повышенную сопротивляемость, устойчивость к отдельным заболеваниям т.к. во время работы увеличивается количество лейкоцитов. Совершая мышечную работу, организм упражняет свои кроветворные органы в выработке защитных телец, повышается стойкость организма к неблагоприятным факторам природы. Все это положительно сказывается на общем состоянии здоровья учащихся, что особенно важно для растущего, развивающегося организма. Выполнение полностью этого конспекта учащимися начальных классов надо считать целью. Как только эта работа, при систематическом повторении этого набора упражнений в данной последовательности и интенсивности будет ими регулярно выполняться, следует изменить характер и уровень воздействия на организм учащихся.

В процессе урока физической культуры не следует добиваться и требовать от учащихся предельно возможной степени развития гибкости. Она должна быть такой,   которая   обеспечивает   беспрепятственное   выполнение   необходимых движений.

Способность учащихся выполнять предложенные упражнения и нагрузку в ограниченное время урока является наглядной демонстрацией уровня их общей физической работоспособности, волевых качеств, координационно-двигательных умений. Уроки с таким объемом упражнений надо проводить периодически, а между этими «контрольными уроками» необходимо отрабатывать чистоту, правильность выполнения отдельных упражнений из этого набора, а так же выполнять другие упражнения. Единый требовательный норматив – это тормоз и повод для снижения интересов учащихся. Сравнивая уровень подготовки учащихся занимавшихся общефизической подготовкой с использованием упражнений различных видов спорта и выполнявших в течение многих лет вышеприведенную нагрузку на уроках, отраженную в прилагаемом конспекте, с уровнем, подготовки учащихся выполнявших только разделы программы, обнаруживается, что учащиеся первой группы имеют лучшую работоспособность, выносливость и более разнообразные двигательные умения.

При проведении разнообразных интенсивных занятий в средних и старших классах учащиеся приобрели и имели то физическое развитие и здоровье, которое позволяло им  переносить физические, эмоциональные, нервно – психические нагрузки, а так же неблагоприятные факторы воздействия погодных условий на организм, что очень важно в повседневной личной и социальной  жизни. На протяжении 10 лет, на группу учащихся, мной на уроках физкультуры систематически оказывались воздействия на организм учащихся, посредством  разнообразных физических упражнений, предложенных в приведенном  конспекте урока по развитию общей выносливости и координационных способностей учащихся.

Я неоднократно пытался провести урок по этому конспекту с учащимися других классов, учащихся у других преподавателей, с учащимися старших классов, но мне ни разу не удалось этого сделать. Уровень функциональной, физической,  двигательной  и  организационной  подготовки  учащихся  не позволял мне этого сделать.
Учащиеся   наиболее   добросовестно   и   качественно   выполнявшие   эти требования на начальной и последующих стадиях учебно – воспитательного процесса, при дополнительной работе во внеурочное время, на заключительном этапе учебно-воспитательного   процесса,   оказались   наиболее   качественно адаптированными и подготовленными к тем эмоциональным,  физическим нагрузкам и координационным навыкам которые, к ним предъявлялись. Это позволило им стать победителями, занять 1-ое место в первенстве школ по баскетболу в муниципальном округе среди старших    юношей, учащихся 10-11 классов.
Учащийся  Жуков  Д.  три года входил  в  сборную команду  САО  по спортивному  многоборью,   принимал  участие  в  первенстве  г.   Москвы.
Учащийся Каинов А. по состоянию здоровья был определен в специальную медицинскую группу с диагнозом: ожирение 3-й степени (вес 132 кг), отклонение в работе сердечно – сосудистой системы и органах зрения. За 3 учебных года Каинов А. под моим руководством сбросил 49 кг, стал физически подготовленным человеком, способным, переносить физические, эмоциональные и умственные нагрузки, поступил в институт. Учащийся Косарев И. имел врожденную дискоординацию движений рук и ног, которые имели видимую несогласованность, как по траектории движений, так и по величине мышечных усилий. После привлечения Косарева И. к дополнительным внеклассным занятиям  у него постепенно улучшилась координация движений и мышечная дифференциация усилий, что очень важно для трудовой и повседневной жизни человека, Сборная командам девушек по баскетболу три года подряд занимала 3-е место среди школ городского подчинения.

Вывод   очевиден   –   учащиеся,   занимавшиеся   по   этому   конспекту, выполнявшие   предложенные   упражнения,   имеют   уровень   физической подготовки  и  организационных  навыков  на  уроке,  гораздо выше, чем учащиеся занимавшиеся по другим требованиям. Не  важно, каким разделом программы, и какими упражнениями организуется деятельность учащихся на уроке. Важно чтобы эта  деятельность оставляла физиологические, биохимические и другие следовые явления в организме учащихся и обеспечивала бы положительный рост двигательных, физических, организационных и дисциплинарных качеств учащихся. При этом надо понимать, что нагрузка измеряется не объемом  работы, количеством упражнений, а величиной биохимических сдвигов в организме происходящих под влиянием упражнений.

Одно и тоже упражнение по – разному оказывает воздействие на
учащихся. Работая с классом, преподаватель не может давать
индивидуальные задания каждому учащемуся. На это нужно время, а его нет. В классе 30 человек, а урок всего 45 минут. Целесообразнее давать такие задания, в которых каждый учащийся имеет возможность выполнять задание в соответствии е его уровнем подготовки, самочувствия и желания на данный момент. Целесообразнее чаще давать новое задание, упражнения которые возможно лучше подойдут для учащегося, который был не в восторге от предыдущего упражнения.

Щитов Вячеслав ПетровичВ настоящее время для многих учащихся учебные занятия в школе являются основной и единственной формой  физического  воспитания, так как резкое  сокращение финансирования государственных учреждений привело к закрытию секции и повсеместному образованию платных услуг, что не всем доступно. Поэтому школы нуждаются в практических разработках по проведению профессионально грамотных, современных, эффективных уроков физкультуры начиная с младших классов. В настоящее время программа по физической    культуре в школе охватывает произвольный набор самостоятельных видов   спорта, никак ни связанных между собой (гимнастика, плавание, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры и т.д.) с разными    функциональными и координационными характеристиками и большим объемом теоретических знаний.
Возможность усвоения  всех разделов программы в отведенное время, желания и возможности учащихся, как и полезность этих разделов в существующих соотношениях, не учитываются составителями программы.

Содержание программы, ее традиционная последовательность, регламентация и методика выполнения программы до физическому воспитанию в школе нуждается в корректировке. Программа по физической культуре по содержанию и, особенно по объему теоретических знаний не отвечает потребностям современных учащихся в целом. Ее теоретическая часть переусложнена, избыточна, а практические требования по сложности выполнения часто недоступны для усвоения каждым учеником.

Содержание предмета «физическая культура» в школе нуждается в пересмотре и переработке. Изменилась социальная и экономическая обстановка в стране. Изменились сегодняшние учащиеся своим сознанием, интересами, подготовкой, желаниями. Разработчикам и составителям программы необходимо учесть этот реально существующий факт. При составлении программ необходимо учитывать и помнить, что урок физической культуры существует для учащихся, а не учащиеся для урока и существующей программы. От командно-административных  методов взаимодействия с учителем необходимо перейти к методам педагогического сотрудничества, и не на словах, а на деле.

Авторитарные методы оценки деятельности преподавателей физической культуры, является непреодолимым тормозом в работе преподавателя. Он вынужден из-за рутины предъявляемых к нему требований, вести не глубоко продуманную творческую и созидательную работу, определяющую эффективность процесса обучения и воспитания, а вынужден заниматься подготовкой надуманных всевозможных атрибутов работы: планы, отчеты, инструкции, протоколы, обязательное всеобщее тестирование, обязательные соревнования, журналы техники безопасности и т.д.
Инструктор, инспектор, методист приходят для проверки работы преподавателя имея при себе большой перечень изощренно – надуманных вопросов. Преподаватель должен по каждому проверяемому вопросу предоставить отчетную, наглядную документацию. Между методистом, инспектором проектирующим деятельность преподавателя и самим преподавателем, исполнителем учебно-воспитательного процесса, есть существует существенная отличительная черта. При обоюдном осознанном стремлении к совершенствованию учебно-воспитательного процесса, они стоят по разную сторону баррикады. Многочисленная объемная отчетность парализует практическую работу преподавателя. Преподаватели, тренера не хотят работать в школе и уходят в другие места потому, что требования к сути их работы в школе совершенно не связанны с их профессиональной деятельностью. Преподавателя превращают в массовика затейника. Многие требования просто маразматические, не имеющие под собой никакой необходимости и пользы. Это понятно всем, кроме работников координирующих работу преподавателей.

Как и любое реальное дело «физическая культура» нуждается в профессионалах, умеющих видеть и ценить работу и ее результаты, способных очистить ее от очковтирательства и показухи.
Физическая культура, качественно, целесообразная организация практической работы на уроках физкультуры, в соответствии с теорией и практикой физической культуры, является одним из важнейших средств, в деле государственной важности – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Роль учителя физкультуры школы в этой работе, представляется очень существенной, так как от его практической работы с учащимися, во многом зависит результативность общей работы по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения и здоровья народа страны в целом.

При сравнения показателей уровня физической подготовки учащихся школ города Москвы и показателей моих учащихся, занимавшихся под мим руководством, было видно, что их  подготовка, на основании тестирования, была выше среднего городского показателя.
На уроках физкультуры надо в наибольшей степени обучать учащихся и развивать их функциональные возможности организма. Для этого надо отбирать упражнения, которые вызывают наибольшую мобилизацию функциональных возможностей организма, увеличивают величину физиологических, биохимических, температурных изменений, происходящих в организме во время выполнения упражнений. Это необходимое условие для положительного влияния упражнений на развитие и укрепление учащихся.

Физическая культура в учебных заведениях должна быть целенаправленной, организованным и дисциплинированным учебным процессом физического воспитания учащихся. В ходе этого учебного процесса должны решаться:

  1. Образовательные задачи, которые заключаются в формировании двигательных навыков, а так же в приобретении необходимых элементарных, но не более того, знаний по физической культуре для использования их в повседневной жизни.
  2. Оздоровительные задачи – укрепление здоровья, развитие и совершенствование морфологических и функциональных возможностей организма.
  3. Воспитательные задачи – предусматривают формирование морально – волевых качеств, нравственного сознания и поведения, что содействует умственному, трудовому и эстетическому воспитанию учащихся.

Отдельные распоряжения и нововведения кабинетных работников уничтожают и искореняют тот фундамент здравомыслия на базе которого формировались многочисленные государственные достижения в области спорта и физической культуры. Чем меньше будет руководящих и проверяющих работников, далеких от практической  работы, тем эффективнее будет работа преподавателей.  Они будут заниматься практической работы, а не оформлением  наглядной отчетной документации, демонстрирующей их художественные способности.

Автор реферата: Щитов Вячеслав Петрович
Учитель школы №1223 САО г. Москвы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для педагогов

Лучшие практики
инструктору ДОО:

"Физкультурный Паспорт" для ДОО!

Программа дает инструктору и родителям мгновенно графически в реальном времени увидеть результаты своих детей и рекомендовать комплекс по улучшению проблемных сторон их физического развития и готовности к школе: узнать больше.
ВАША ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ
"Физкультурный Мониторинг

Супер программа
учителю ФК!

 
Российский мониторинг ФЦОМОФВ:
 
Для инструкторов ДОУ
Свежие комментарии
Инфо:

Учительский портал