автор публикации:
Решетников Николай Васильевич, профессор кафедры физической культуры
Московской академии делового администрирования, канд пед наук
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по физкультурно-спортивному комплексу «Московский спортсмен»
Создание Московского физкультурно-спортивного комплекса можно только приветствовать. Тем более отрадно, что не все обсуждаемые комплексы увидели свет.
Во всероссийском масштабе обсуждался комплекс под названием “Президентские тесты”. За подписью председателя государственного комитета Российской федерации по физической культуре и спорту В.А.Фетисова в марте 2003 г. Было направлено письмо ПравительствуРоссийской Федерации с концепцией комплекса, положением о комплексе, проектом постановления Правительства о введении комплекса. Но свет «Тесты» так и не увидели.
Однако по “Московскому спортсмену” есть замечания. Вызваны они, мне думается, тем обстоятельством, что с физкультурной общественностью они не обсуждались. По крайней мере, с вузовскими преподавателям физического воспитания по II степени, ступень 1.
Замечания.
1. Требования комплекса.
Конечно, исключение вредных привычек из жизни человека – объяснимое желание и очень необходимое, но как это проверить?
Футбол, волейбол, баскетбол. Стоит ли ради выполнения комплекса перестраивать программу физического воспитания вуза, которая сложилась в зависимости от условий материальной базы и кадрового состава преподавателей и отвечает закону Российской федерации о “Физической культуре и спорте №329-ФЗ от 4.12.2007 г.
В одном вузе в программе волейбол (нет условий для других видов), в другом баскетбол и т.д..
Кросс 1500 м. В программе вузов есть дистанция 2 км (для девушек) и 3 км (для юношей). По данным физиологов результаты в беге на этих дистанциях показывают уровень “безопасного здоровья”, т.е. состояния аэробной выносливости, что оказывает большое влияние на работоспособность человека (Апанасенко Л.Г. и др. ТиПФК, № 4, 1988 г. ). А это позволяет преподавателям убеждать молодёжь в пользе длительного бега. В ежегодных тестах учащейся молодёжи, проводимых Московским Департаментом образования, есть дистанция 1000 м. Эта дистанция относится к упражнениям субмаксимальной интенсивности, т.е. показывает выносливость в анаэробном режиме, что целесообразно совершенствовать среди избравших эту дистанцию предметом спортивной специализации, а не на уроках по программе физического воспитания.
Отжимание от скамейки у женщин. Очень сомнительное упражнение. Вариантов его исполнения очень много, а единственный правильный принимается очень редко (опускание и поднимание прямым туловищем, опускание до касания грудью скамейки).
Предлагаю заменить приседанием на одной ноге, стоя на скамейке, опора одной рукой о гладкую стенку. Это упражнение развивает более важные для женского организма мышцы и при его выполнении легко исключаются неправильные варианты.
2. Замечания по студенческой ступени.
В 80-е годы прошлого столетия проводилась серьёзная дискуссия по нормативам этой ступени. Дело в том, что нормативы серебряного значка комплекса ГТО должны были выполняться всеми студентами к концу 2-го курса. Они волей Всесоюзного спорткомитета были программными требованиями. Проводилось соцсоревнования между вузами, награждались победители и пр. Преподаватели вузов отмечали большое несоответствие между этими нормативами и возможностями студентов. Научная конференция по физическому воспитанию студентов (1975 г, МГУ) рекомендовала отделу физической подготовки Минвуза СССР и Методическому совету по физическому воспитанию студентов провести масштабные исследования физической подготовленности студентов. Такие исследования были проведены в 1977-80 гг. преподавателями физического воспитания Московского института электронной техники (Зеленоград). По видам ГТО величина выборки колебалась от 10 до 51 тысячи вариант. География обследования от Бреста до Владивостока, от Архангельска до Еревана. Предложенные нормативы были полностью включены в программу для студентов и действуют до сих пор. Они были включены и в комплекс ГТО.
«Нормативная часть видов испытаний и требований для студенческой молодёжи, как итог многолетних научных исследований, полностью включена в соответствующий раздел нового (1988 г) Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО» (Зам. начальника Главка физического воспитания населения Спорткомитета СССР О.У. Кагерманов., 16.05.91 г. Из письма на имя ректора МИЭТ)
Под грифом Спорткомитета и ВНИИФКА была опубликована работа «Обоснование нормативов программы по физическому воспитанию студентов», М., 1991 Результаты исследований были опубликованы в журнале «Теория и практика физической культуры», № 4, 1991.
Оценка результатов (для программы физического воспитания студентов вузов) предлагалась следующая: 20% лучших оценивалась 5 баллами (очками), далее по 20% соответственно – 4 баллами, – 3,2 и 10% – 1 баллом. Вне оценки остаётся 10% самых слабых результатов. Такая оценка сохранила равнотрудность (эквивалентность) всех упражнений), чего нет в предложенных нормативах. Равнотрудность не сохраняется как среди мужских и женских нормативов, так и в аналогичных упражнениях для разного пола. Так в беге на 100 м с нормативом у юношей справляются 70%, у женщин – 30%, в плавании соответственно 44% и 25%, в лыжных гонках соответственно 80% и 50%.
Эти недостатки легко исправить, если исходить из определённого представления о значкистах комплекса. Кого мы хотим видеть в значкистах: молодёжь с отличной физической подготовленностью? Или с хорошей, или с удовлетворительной. Определившись с этим, следует воспользоваться таблицей программы по физическому воспитанию студентов. Она, кстати, опубликована в журнале «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» № 6, 2009 г.
Если требуется более тонкая дифференцировка (в процентах), следует обратиться к таблице, опубликованной в ТиПФК, № 4, 1991 г.
Авторитет комплекса только приобретёт больший вес, если научные разработки будут его основой.
Решетников Николай Васильевич,
профессор кафедры физической культуры
Московской академии делового администрирования, канд пед наук